Православные страницы

Четверг, 24.08.2017, 02:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Правила

ПОСТ И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА
Пост, по изъяснению святых отцов, установлен был Самим Богом еще в раю, когда первым людям – прародителям нашим – запрещено было вкушать плоды с древа познания добра и зла (Быт. 2,17). В Ветхом Завете находится много примеров поста. В Новом Завете Сам Спаситель, приходивший не разорить, а исполнить закон, пред вступлением в общественное служение Сам освятил пост Своим сорокодневным пощением в пустыне. Кроме примера, он и словом Своим научал посту, когда говорил ученикам Своим: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством (Мф. 6, 16 и др.).
У святых отцов и учителей Церкви находится множество наставлений и постановлений о св. посте. Св. Василий Великий прямо говорит: «За то, что мы в лице прародителей не постились, мы низринуты из рая; так будем поститься, чтобы снова взойти в рай.» (Сл. I о посте). Пост является существенным пособием для успешной духовной жизни. Пост – есть упражнение, способствующее подчинению души и тела духу, а через это – Богу. В то же время пост есть сильное оружие в борьбе с сатаной. (Мф.17,21; Мк.9,29). Потому-то св. Церковь установила по четырем временам года четыре поста, как времена для общественного пощения и покаяния: два поста в честь Господа Иисуса Христа – Великий и Рождественский, один в честь Божией Матери – Успенский, и один в честь сошествия Святого Духа на апостолов – Петров пост. Кроме того, мы имеем посты однодневные – в день Воздвижения Креста Господня и усекновения главы св. Иоанна Предтечи; среду – в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдания, а в пятницу – самого страдания и смерти Его. Все эти посты безусловно обязательны для каждого христианина, за исключением больных и немощных. Те, кто не соблюдают посты, становятся непокорными сынами Церкви.
По двоякому существу нашему – телесному и духовному, и пост заповедан нам Церковию – двоякий: телесный и духовный. Прежде скажем о телесном посте.
Что такое телесный пост?
Пост телесный есть умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. Во время поста исключается употребление мяса, яиц, молока и молочных продуктов, вина, при строго посте – рыбы и постного масла. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а – напротив – сделать ее легкою, крепкою и вполне способною подчи¬няться движениям духа и выполнять бодренно его требования.
Таким образом, пост – это не просто отказ от определенных видов пищи, вопреки распространенному мнению. Такое воздержание одно из необходимых средств для успеха в жизни духовной и для получения спасения, т.е. избавления от греха, очищения от всякой скверны, избавления от власти, обычаев мира, противных заповедям Христа, от насилия диавола, от рабства тлению, от грядущего гнева Божиего и осуждения. 
Пост ослабляет силу чувственных влечений. Польза поста многоразлична: 
- пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития; 
- пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит; 
- пост делает нас способным к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», говорил еще Иоанн Златоуст. Вообще пост есть весьма сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Как нам приучить себя к посту? Для этого, прежде всего требуется постепенность приучения. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно мало-помалу.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека, и потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», заповедует Св.Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там оставление пищи скоромной более питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений, и упражнение в противоположных им добродетелях. Это воздержание от злых дел, гнева, гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда, развлечений, увеселений и всякого греха. Это более частые посещения церковных служб, молитва, чтение духовных книг. Это добрые дела, любовь к ближним, самоуглубление, размышления о грехах, как их избежать, как искоренить дурные привычки и страсти. Это более частая исповедь, причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа.


О посте и трапезах

Основное правило: среда и пятница в течение всего года строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста), кроме сплошных седмиц и Святок. В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов).
Затем в году существуют четыре больших поста:
1) Великий пост – 40 дней; к нему присовокупляется Страстная Неделя – последняя неделя перед Светлым Воскресением Христовым - Пасхой; подвижный пост.
2) Петров пост – начинается через неделю после Пятидесятницы (Дня Святой Троицы) и кончается 29 июня/12 июля на Петров день; подвижный, разной продолжительности.
3) Успенский — двухнедельный пост с 4/14 по 14/27 августа.
4) Рождественский — сорокодневный пост с 15/28 ноября по 25 декабря / 7 января.
Кроме того, постными считаются день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Иоанна (29 августа / 11 сентября). В эти дни, однако, разрешено «утешение», т. е. подкрепляющее употребление вина и елея (растительного масла).
Нельзя считать пост некой смирительной рубашкой. Это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека различные обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь).Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины, освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом, брать благословение у священника.
Будем помнить, что пост всеобъемлющее воздержание, телесное и духовное. И очень важно, что пост – не самочиние, а церковное делание.

Отстанем, братие, от грехов наших, будем творить плоды добрых дел, и Ангелам уподобимся, и со святыми получим вечную жизнь. Бог сотворил нас не для того, чтобы мы шли в муку вечную, а для того, чтоб пожив здесь, на земле, в воздержании, посте, чистоте, в покаянии, милостыни, и особенно в любви, смирении, послушании, братолюбии, перешли мы в вечную жизнь, которая обещана нам от Бога, если соблюдаем заповеди Его. 
Ему слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Категория: Правила | Добавил: Spark (08.02.2010)
Просмотров: 942 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Статистика

Поиск